Красноречие в Древней Греции рассматривалось как один из видов
искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О возвышенном», автор которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и красноречии. В
трактовке анонимного автора, ритор – это и поэт, и мастер слова – оратор.
Книга «О возвышенном» свидетельствует о том, что в античности риторике
обучались как поэты, так и ораторы, Последние охотно прибегали к чисто
поэтическим приемам, чтобы усилить выразительность своей речи.
В высказываниях других античных мыслителей можно встретить также
уподобления риторики живописи, скульптуре и даже архитектуре. Но такие
высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще же всего ораторское
искусство рассматривалось как родная сестра поэзии и сценического
искусства. И если, например, Аристотеле в «Риторике» и особенно в
«Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее между ними,
то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам.
В позднейшие времена также устанавливались связи между ораторским
искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством. Например,
М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей
красноречия» первостепенное значение придавал именно художественным
компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова,
означает сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многие
искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и силой слова, живо
представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее
человеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти – такова, по утверждению
великого ученого, первейшая обязанность оратора. Сходные мысли содержит
книга А. Ф. Мерзлякова «Об истинных качествах поэта и оратора», изданная в
1824 г. Одно то, что поэт и оратор рассматриваются как люди одинакового
творческого труда, уже свидетельствует о том, что автор названного
сочинения не проводил резкой грани между стихотворцем и ритором. Об
определенной связи поэзии и красноречия писал также В. Г. Белинский в
рецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что «поэзия входит в
красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством».
Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А. Ф. Кони
(1844–1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве, не
лишенном художественности и даже элементов поэзии. Всецело соглашаясь с
толкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони писал: «Красноречие–это
и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт,
обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной
и той же действительности подходят с разных точек зрения».
Похожие статьи: