Category Archives: Из Истории

загруженное

Античная и средневековая риторика, современные тенденции ее развития

Древняя Греция по справедливости считается родиной ораторского искусства. “Царицей искусств” называли античные греки риторику, настолько сильным было ее влияние на решение государственных дел, на формирование общественного мнения. Еще в III в. до н. э. в Греции, а немного позже и в Риме стали формироваться риторские школы, в которых молодёжь, готовясь к государственной службе и общественной дёятельности, изучала риторику, логику, правоведение, философию, историю и литературу. Античные риторы владели не только искусством убеждения, но и умели своей речью доставлять слушателям удовольствие смелой и оригинальной мыслью, призывали их к добру, справедливости, выполнению гражданского, патриотического долга.

imgpreview (48)

Дион Хрисостом

Дион Хрисостом («Златоуст» — ок. 40—120 гг. н. э.) был родом из Малой Азии, но молодые и зрелые годы провел в Риме. При отличавшемся подозрительностью императоре Домициане (81—96 гг.) оратор был обвинен в неблагонамеренности и удалился в изгнание. Долгое время он провел в странствиях, добывая себе средства к существованию физическим трудом. Когда Домициан пал жертвой заговора, Дион вновь стал уважаем, богат и знаменит, по по-прежнему продолжал свои путешествия по всей громадной Римской империи, никогда подолгу не останавливаясь в одном месте.

imgpreview (47)

Либаний

Современником и отчасти образцом для Юлиана был известный ритор и грамматик IV века Либаний (314—393 гг.), оставивший нам подробную речь-автобиографию «Жизнь, или о своей судьбе», особенно ярко запечатлевшую воспоминания детства и юности. Либаний был родом из Антиохии, столицы Сирии, и учился сперва на родине, потом в Афинах. В автобиографии он живо рисует сцену, как его встретила в Афинах толпа софистов, из которых каждый буквально тащил его к себе; только через год ему удалось попасть к тому ритору, у которого он хотел учиться. Обладая хорошо поставленным голосом и прекрасной памятью, Либаний вскоре достиг вершин мастерства и стал самым уважаемым и знаменитым ритором в родной Антиохии. Юлиан пользовался записями его речей и лекций, но лично они познакомились лишь в 362 году, когда Юлиан прибыл в Антиохию, уже будучи императором. Число учеников в школе Либания доходило до восьмидесяти человек. Здесь читали Гомера и мастеров аттической прозы, и ученики должны были составлять изложения прочитанного.

images (3)

Фемистий и Гимерий

Современниками Либания были два знаменитых ритора — Фемистий (320—390 гг.) и Гимерий (315—350 гг.). Фемистий был настолько же известен в Константинополе, насколько Либаний — в Антиохии, но, в отличие от Либания, Фемистий серьезно занимался философией и составил ряд популярных изложений (парафраз) работ Аристотеля. Помимо литературного труда и преподавания, он занимался государственной деятельностью и был близок к императору Феодосию, наградившему его рядом: высших отличий.

imgpreview (46)

Язык и стиль речей Цицерона

Для политического и особенно судебного оратора важно было не столько правдиво осветить суть дела, сколько изложить его так, чтобы судьи и публика, окружавшая судебный трибунал, поверили в его истинность. Отношение публики к речи оратора считалось как бы голосом народа и не могло не оказать давления на решение судей. Поэтому исход дела зависел почти исключительно от искусства оратора. Речи Цицерона, хотя и были построены по схеме традиционной античной риторики, дают представление и о тех приемах, которыми он достигал успеха.

загруженное (7)

Катон Старший

Катон Старший (M. Porcius Cato), обыкновенно называемый в отличие от Катона, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) — представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Происходя из плебейского рода Порциев, родоначальник которого, вероятно, занимался разведением свиней (porcus), Катон Старший родился в 234 г до Р. Хр. (520 от осн. Рима) в Тускуле и провел свою юность частью в сабинском имении, занимаясь сельским хозяйством, частью в походах, частью выступая на римском форуме безвозмездным защитником обвиняемых.

загруженное (6)

Демосфен

Демосфен один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. в Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также ревностным учеником Платона и Исократа.

С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии.

загруженное (5)

Демад

Демад (Demades) — афинский оратор, сын рыбака, малообразованный, но красноречивый. Часто выступал на народных собраниях против Демосфена, не придерживаясь при этом никакой определенной политики. Попав после битвы при Херонее в плен к Филиппу Македонскому, приобрел его расположение, выхлопотал себе и своим пленным соотечественникам свободу и действовал затем в интересах Македонии против Демосфена. К Александру Великому он тоже вошел в милость, и ему удалось вместе с Фокионом отклонить от Афин месть разгневанного царя.

загруженное (4)

Гиперид

Гиперид (Hyperides) — сын Главкиппа, один из 10 аттических ораторов. Ученик Платона и Исократа, Гиперид в политическом отношении примыкал к народной партии Демосфена, судьбу которого разделил.

Когда, по смерти Филиппа, фиванцы и афиняне соединились против Александра В., Гиперид примкнул в ним, но после поражения счастливо избег выдачи. По смерти Александра Гиперид принимал участие в неудавшейся Ламийской войне, после которой бежал в Эгину, где был схвачен и убит по приказанию Антипатра.

загруженное (3)

Ликург

Ликург — афинский государственный деятель и оратор, сын Ликофрона, из древнего рода Бутадов, в течение 12 лет управлял финансами Афин; умер, кажется, вскоре по окончании управления. Его заслуги по вооружению и украшению города подробно изложены в народном декрете 307 г., определившем поставить Ликургу медную статую, дать старшему в роде его потомку даровой стол в пританее и вырезать на мраморных камнях все его постановления; несколько обломков от последних дошло до нас.