Требования к оратору.
Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.
Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.
Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.
Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.
Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека естьсвой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.
Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.
Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.
Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности. Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.
При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами. К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и нек.др.
Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.
Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.
Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.
Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.
Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.
Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной. Качество решительности, как и другие свойства оратора, - не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.
Мы перечислили не все качества оратора, или ораторские нравы. Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.
Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?
В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.
Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое: новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.
Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.
Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:
а) политическое красноречие (политическая ораторика);
б) судебное красноречие (судебная ораторика);
в) духовное красноречие (церковная ораторика);
г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);
д) академическое красноречие (устная ораторика);
е) военное красноречие (военная ораторика).
В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.