Деловая риторика
Каждая профессия имеет свою специфическую лексику и стиль общения. Не исключение и речь представителей бизнес-элиты. Поэтому наряду с академической, духовной, дипломатической, военной, судебной, выделяются деловая реторика – инструмент бизнесменов и менеджеров. Главная цель этого вида ораторского искусства – убедительно отстоять своё мнение перед бизнес-партнёром и заключить с ним выгодную сделку.
Основные требования делового общения – внятность, логичность и умелое сочетание самопрезентации с мнениями делового оппонента. О них говорит выдающийся американский бизнесмен и промышленник Лидо Антони «Ли» Якокка (Lido Anthony «Lee» Iacocca): «Стыдно, когда человек больших способностей не в состоянии понятно рассказать о своих замыслах перед советом директоров. Хорошему менеджеру нужно уметь и слушать и говорить».
Разновидности деловой риторики:
Представители истеблишмента, как и остальные люди, общаются в разных условиях и при различных обстоятельствах, что сказывается на манере общения. Поэтому выделяют три вида деловой риторики:
· устная монологовая речь (выступления на собраниях, совещаниях);
· устная диалоговая речь (участие в деловых переговорах);
· письменная деловая речь (ведение официальной документации).
Каждый из них имеет свой подход. Так при монологе, где реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. При этом ораторский монолог диалогичен, так как выступающий незримо беседует с аудиторией.
Деловая риторика: основные принципы
Риторика, как любая наука, имеет свои правила и свою систему. Чтобы овладеть навыками бизнес-красноречия, предпринимателю-оратору необходимо освоить принципы воздействия на собеседника:
· учитывайте культурно-образовательный уровень собеседников и подавайте актуальную информацию в доступной форме;
· расширяйте словарный запас и подкрепляйте свою речь ассоциациями и аналогиями;
· отойдите от стереотипа, что деловые переговоры – разговор двух марионеток. Не бойтесь использовать возможности эмоционально передать свою мысль. Это покажет вашу самоотдачу, а ваши слова и мысли быстрее достигнут адресата;
· управляйте темпом речи. Каждый из нас обладает своей скоростью восприятия и передачи информации, что зависит от темперамента, образования и уровня подготовки. Вам, как оратору, необходимо учесть эти факторы и корректировать интенсивность своей тирады.
Освоив вышеперечисленные правила, вы создадите себе репутацию делового человека и достигнете успехов на финансовом поприще.