Упражнения по технике речи
Одно условие: если вы хотите достичь успеха, выполнять упражнения необходимо каждый день, иначе все закончится как обычно: мечта стать оратором останется только мечтой вместе с прочими мечтами.
УПРАЖНЕНИЕ №1
«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ»
1. Всегда начинаем с восстановления дыхания. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), но лучше поначалу отрабатывать дыхание лежа. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь для контроля за правильным выполнением упражнения. Глубокий медленный вдох через нос: расширяем при вдохе живот, он выпячивается вперед; затем расширяется во все стороны грудная клетка, далее ключичный отдел; затем выдох в обратном порядке: выдыхаем воздух из ключичного отдела, затем груди, в конце освобождаем живот, слегка втягивая его в себя. В общем, обычное йоговское дыхание. Подышите таким образом 5-7 раз и переходите к следующему упражнению.
2. То же дыхание, но с задержкой на 3-4 секунды на вдохе и выдохе.
3. Сделайте вдох через нос и на выдохе плавно, без рывков считайте: 1,2,3,4… до 15-20. То же задание, но на выдохе называйте буквы алфавита.
УПРАЖНЕНИЕ №2
«МЫЧАНИЕ».
Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе (обязательно на выдохе. Моя бабушка всегда говорила: чтобы БОГ услышал молитву, ее нужно проговаривать на выдохе) с плотно сжатыми губами проговариваете какой-то детский стишок, можно любой текст. Я предпочитаю на своих занятиях давать детские стихи. Предлагаю вам некоторые из них.
Самуил Маршак
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Эмма Мошковская
Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся –
Зяблик
Согрелся!
Корней Чуковский
Как сосед наш Елизар
Гонит муху на базар.
Муха – то хорошая,
продается дешево!
Екатерина Александрова
Машет варежкой зима –
Чудо совершается:
Все деревья и дома
В шубы наряжаются.
Самуил Маршак
По склону вверх король повел
Полки своих стрелков.
По склону вниз король сошел,
Но только без полков.
УПРАЖНЕНИЕ №3
Еще в древности люди придавали звукам огромное значение в жизни человека.
Считалось, что в основе создания Вселенной лежали звуки, их вибрация создала материю. Это звуки: А, У, Э, О, И.
Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе пойте звуки:
АААА (вибрация в голове)
УУУУ (вибрация в гортани)
ЭЭЭЭ (вибрация в железах)
ОООО (вибрация в диафрагме, средней части груди)
ИИИИ (вибрация в верхней части головы)
ММММ (вибрация в нижней части легких, в животе)
УПРАЖНЕНИЕ №4
Еще одно йоговское упражнение:
Встаньте прямо, макушка тянется в небо, ноги на ширине плеч.
Наберите (см. упр. №1) полные легкие и живот воздуха и сделайте резкий полный выброс воздуха: «ХААА». Максимально громко и сильно, наклонившись слегка вперед всем корпусом.
УПРАЖНЕНИЕ №5
«ЕГОРКИ»
Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе проговаривайте:
«Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…», считайте до тех пор, пока вам будет комфортно.
УПРАЖНЕНИЕ №6
Это упражнение полезно выполнять для развития грудного регистра.
ГРУДНОЙ РЕГИСТР
(Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса).
Чтоб овладеть грудным
регистром,
Я становлюсь «аквалангистом».
Сделайте вдох и на выдохе читайте
постепенно понижая голос
Все ниже опускаюсь!
Ниже!..
А дно морское ближе!
Ближе!..
Сделайте вдох и на выдохе читайте
на грудном регистре:
И вот уж в царстве
я подводном.
Хоть опустился
глубоко,
Но голосом грудным,
свободным
Распоряжаюсь я легко.
Сделайте вдох и на выдохе читайте в
соответствии с индивидуальной высотой голоса:
Чтоб овладеть грудным
регистром,
Полезно стать
«аквалангистом».
УПРАЖНЕНИЕ №7
Читайте на одном выдохе хокку.
Басё
Тишина кругом.
Проникают в сердце скал
Голоса цикад.
* * *
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
* * *
Вода так холодна!
Уснуть не может чайка,
Качаясь на волне.
* * *
Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.
* * *
О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка.
Иссё
Видели все на свете
Мои глаза — и вернулись
К вам, белые хризантемы.
Рансэцу (1654-1707)
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Поставьте реальную цель – чего вы хотите достичь в результате занятий.
Сколько времени у вас уйдет на этот путь? Уместно будет в качестве иллюстрации привести притчу о Сократе.
Сократ стоял у дороги, мимо проходил путешественник. Приблизившись к Сократу, он спросил: «Сколько времени мне еще идти до Афин?».
Сократ ответил: «Иди».
Прохожий решил, что тот не понял его и повторил вопрос. Но Сократ снова ответил: «Иди». Путешественник недоуменно пожал плечами и пошел по дороге дальше. Через минуту Мудрец крикнул ему вслед: «Так, как идешь ты, — два дня пути».
Автор данных упражнений рекомендует: «Прежде чем приступить к занятиям, запишите на диктофон свой голос, который звучит сейчас. Сравните в конце пути. Туда ли вы пришли, куда хотели».