ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРАСНОРЕЧИЯ

images (1)
 Красноречие  в  Древней  Греции  рассматривалось  как  один  из  видов
искусства. Однако в его  классификации  непосредственная  связь  проводилась
лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским  творчеством
– с другой. Показательна, например, книга «О  возвышенном»,  автор   которой
неизвестен. В ней риторика занимает преимущественное место и трактуется  как
наука о слове вообще и в первую очередь – о поэзии, прозе и  красноречии.  В
трактовке анонимного автора, ритор – это и поэт, и мастер  слова  –  оратор.
Книга «О возвышенном» свидетельствует  о  том,  что  в  античности  риторике
обучались как поэты, так и  ораторы,  Последние  охотно  прибегали  к  чисто
поэтическим приемам, чтобы усилить выразительность своей речи.

      В высказываниях  других  античных  мыслителей  можно  встретить  также
уподобления риторики живописи,  скульптуре  и  даже  архитектуре.  Но  такие
высказывания весьма редки и часто неубедительны. Чаще  же  всего  ораторское
искусство  рассматривалось  как  родная   сестра   поэзии   и   сценического
искусства.  И  если,  например,  Аристотеле  в  «Риторике»  и   особенно   в
«Поэтике», сравнивая красноречие и поэзию, находил нечто общее  между  ними,
то Цицерон в своих публичных выступлениях прибегал к актерским приемам.

      В позднейшие времена  также  устанавливались  связи  между  ораторским
искусством и поэзией, между красноречием и актерским творчеством.  Например,
М. В. Ломоносов в  «Кратком  руководстве  к  риторике  на  пользу  любителей
красноречия»  первостепенное   значение   придавал   именно   художественным
компонентам  публичной  речи.  Красноречие,   по   определению   Ломоносова,
означает  сладкоречие»  («красно  говорить»).  Этим  оно  «превышает  многие
искусства», отличается чистотой «штиля», великолепием и  силой  слова,  живо
представляющего описываемое, как  бы  изображающее  и  поэтому  возбуждающее
человеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти – такова, по  утверждению
великого ученого, первейшая  обязанность  оратора.  Сходные  мысли  содержит
книга А. Ф. Мерзлякова «Об истинных качествах поэта и оратора»,  изданная  в
1824 г. Одно то, что поэт и  оратор  рассматриваются  как  люди  одинакового
творческого  труда,  уже  свидетельствует  о  том,  что   автор   названного
сочинения  не  проводил  резкой  грани  между  стихотворцем  и  ритором.  Об
определенной связи поэзии и  красноречия  писал  также  В.  Г.  Белинский  в
рецензии «Общая риторика Кошанского», где утверждал, что  «поэзия  входит  в
красноречие как элемент, является в нем не целью, а средством».

      Выдающийся русский судебный оратор и теоретик красноречия А.  Ф.  Кони
(1844–1927) много писал об ораторском искусстве как истинном творчестве,  не
лишенном художественности и даже  элементов  поэзии.  Всецело  соглашаясь  с
толкованием красноречия П. С. Пороховщиковым, Кони  писал:  «Красноречие–это
и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же,  как  и  поэт,
обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они  к  одной
и той же действительности подходят с разных точек зрения».

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: