Дикционные упражнения
- Пропеть нараспев: И – Э – А – О – У – Ы
- Гласные звуки дают речи мелодику. Пропеть нараспев: И – Е – Я – Ё – Ю – И – упражнения на гласные и йотированные звуки дадут вам верную постановку рта на гласных звуках.
- Так же полезно делать это упражнение и про себя с закрытым ртом – это называется внутриглоточной артикуляцией, разминает внутриглоточные мышцы, делая речевой аппарат более гибким.
- Далее идут упражнения на пары согласных, которые отрабатываются с движениями рук на слогах, словах и скороговорках. Согласные звуки придают речи четкость, выразительность, помогают формировать слова.
- При произношении согласных звуков требуется напряжение какой-либо одной части речевого аппарата.
- При тренировке согласных звуков следует обратить внимание на упругость и крепость органов речи при их смычках и взрывных звуках.
Б – П Л – М – Н
В – Ф Ж – Ш Р , Х, Ц
Д – Т Ч – Щ
Г – К З – С
Б – П : паппи- пупу…, бабби – буббу…, паппи – бибабби…- совместить смыкание губ на П и Б со сжатием подушечек пальчиков. «Был бы бык, а мясо будет», «Купи кипу пик, пик кипу купи».
В – Ф : звуку «В» препятствуют сомкнутые верхняя губа и нижние зубы, «Ф» как бы продувается. Добавляем движение рук — отбить волейбольный мячик кистью руки. На звук «в» руки идут вверх, на звук «ф» – вниз.
Вавви (вверх )– фаффи (вниз)
Фти–вди, фтэ–вдэ, фта–вда, фто-вдо, фту-вду, фты-вды – руками заворачиваем вентиль крана.
«Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит».
Д – Т: тока – така, дока – дака – ударять кулаком одной руки в ладонь другой руки.
Бот – та – та – та – та,
Вот – та – та – та – та,
Гот – та – та – та – та – (т.д. по алфавиту согласных) руками имитируем бросок мяча.
Тки – ткэ – тка – тко – тку – ткы — вворачивать шуруп в стену.
«Из-под топота копыт пыль по полю летит», «Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами на ветвях» — произносить с сильно сжатыми челюстями, а затем свободно, расслабив челюсть.
Г – К: бокка-какекки; вокка-какекки; дока-какекки (и далее по алфавиту согласных звуков) – имитировать игру в теннис.
«Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
Л – М — Н: если есть носовой призвук в звучании или не достаточно развит лицевой резонатор - нужно зажать нос пальцами и произносить текст, делая фонационный выдох ртом (работает лицевой резонатор).
Ли–лил, лэ–лэл, ла–лал, ло–лол, лу-лул, лы-лыл — добавить движение кистями рук – как бы вкручиваем лампочку в люстру.
Лми – лмэ – лма – лмо – лму — лмы….
Млни – млнэ – млна – млно – млну — млны…
Ни – нэ – на – но – ну – ны -…
«На мели мы лениво налима ловили,
И меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня».
Р : порычать твёрдым звуком «р-р-р», руками как бы крутим большой руль. Порычать мягким звуком «рь-рь-рь», руками как бы поворачиваем ключ зажигания автомобиля, заводим мотор.
Три — трэ – тра — тро – тру — тры….
Ндри – ндрэ – ндра – ндро – ндру — ндры…
Рлни – рлнэ – рлна – рлно – рлну — рлны…
Мрлни – мрлнэ – мрлна – мрлно – млрну — млрны…
«Три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали». «Рододендроны из дендрарии». «Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии». «Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку – рак за руку грека цап!»
Ж – Ш: эти звуки всегда жёсткие! Движения кистями рук, как бы месим тесто.
Шаши – жужу, шаши – жужу …..
Шри – шрэ – шра – шро –шру — шры …
Жри – жрэ – жра – жро – жру — жры …
«Шакал шагал, шакал скакал». «У ежа ежата, у ужа – ужата».
Ч: произносится всегда мягко! Движения кистями рук, как бы поднимаемся по канату.
«Чака – чока …»
«В Чите течёт речка Читинка», «Тётя чуть чего, Тютчева читает».
Щ: звук всегда взрывной! Движение кисти руки имитирует заточку ножа.
«Щачи – щёчи, щачи – щёчи…»
«Щетинка у чушки, чешуя у щучки».
С: если есть «присвистывание» при произнесении — нужно подуть негромким звуком «с» в какую-нибудь трубочку, чтобы был негромкий свист, и воздушную струю направить на выдохе вперёд, а не в бока. Язык при звуке «С» лежит внизу и упирается кончиком в нижние зубы.
«У осы не усы, не усищи, а усики», «Петербуржские сумерки снежные».
Х: легкий, воздушный звук, произносить слог «ха» на половине выдоха.
«Хохлатые хохотушки хохотали хохотом : ха – ха – ха….»
На уроках иногда требуется легкая речь, в быстром темпе, четкость которой должна быть предельной. Для этой цели во время дикционной разминки рекомендуется использовать скороговорки, которые помогают добиться четкости речи при любом темпе. Не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки. Сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова. Постепенно наращивайте темп.
Так же механическое, монотонное зазубривание скороговорок не позволяет добиться выразительности речи, ее интонационной гибкости. Старайтесь, произнося скороговорки, ставить разные исполнительские задачи (внутренние речевые установки), опираясь на различные смыслы фразы. Например: я хочу похвастаться, я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать и т. д. В зависимости от речевой установки ваша интонация будет изменяться. Такие упражнения тренируют интонационную гибкость речи.