Речевая грамотность оратора
Факты, которые приводятся в публичной речи, должны быть проверены, все выводы — продуманы, выверены. Современная аудитория желает, чтобы оратор говорил так же просто, как в личной беседе. У хорошего оратора слушатели не замечают манеры говорить, они воспринимают только предмет, о котором идет речь. Для выступающего главное — ощущение контакта с аудиторией. Слушатели должны чувствовать, что из головы и сердца оратора идет послание непосредственно к их сознанию и сердцам.
Речевая грамотность оратора проявляется в умении приспособить речь к определенной ситуации и искусстве интонирования. С помощью интонации, увеличения, уменьшения скорости речи, ее громкости задействуется мышление и раскрывается душа. Тихие слова с порхающей интонацией могут проникать в глубину сердца. Важные слова и мысли выделяются интонационно, с особой энергией, перед их высказыванием делаются паузы опытными ораторами.
Эмоциональное звучание слов усиливается мимикой и жестами. Если при выступлении не возникает острого желания сделать какой-то жест, не следует прибегать к произвольной и механической жестикуляции, советуют мастера ораторского искусства. Применять жест следует по мере ощущения потребности в нем. Непрерывно жестикулировать руками на протяжении всей речи не рекомендуется. В жестикуляцию необходимо вносить разнообразие: жесты должны отвечать своему назначению, соответствовать характеру речи. Жестикуляция в литературе классифицируется в зависимости от назначения. Она может быть выразительной, эффектной, описательной, указующей направление, подражательной, переключающей внимание аудитории. Жесты, непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, усиливают впечатление от высказываемых идей, могут проявлять внутреннее состояние выступающего.
Если внимание аудитории потеряно, для его восстановления используются следующие приемы:
• Усилить громкость голоса или, наоборот, понизить его.
• Сосредоточить взгляд на тех, кто мешает выступлению.
• Ввести удлиненную паузу, создав в тексте кульминационный момент.
• Внезапно задать вопрос аудитории.
• Использовать наглядные средства, схемы, диаграммы, картины, иллюстрирующие рассуждения.
• Изменить темп речи, подчеркивая важные мысли путем их перефразировки.
В конце необходимо резюмировать речь, повторить основные выводы и положения, призвать к действию. Начало и конец выступления должны быть связаны друг с другом. То, что сказано в конце, лучше запоминается слушателями.
Существует правило: если хочешь овладеть каким-то искусством, упражняйся постоянно, настойчиво, неустанно. В ораторском искусстве необходимо усвоить технику, механизмы, культуру речи с помощью системы тренировок, упражнений в сочетании с практикой выступлений. Обучение начинающих ораторов изложению своих мыслей заключается в устранении скованности, в том, чтобы помочь человеку чувствовать себя свободно, непринужденно, уверенно, воодушевлённо и вести себя корректно перед аудиторией.