О построении ораторской речи и контакте с аудиторией

images (7)

Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т.д. или чтобы был естественный переход от одного к другому. (А.Ф. Кони)
Цицерон говорил о подготовке речи: «Только разработка предмета делает речь восхитительной: ведь познать самые предметы совсем не трудно. Что же, следовательно, является достоянием ораторского искусства? 
1) Создать вступление к речи, чтобы привлечь слушателя, возбудить его внимание и подготовить к своим поучениям. Изложить дело кратко и ясно, чтобы все в нем было понятно.
2) Обосновать свою точку зрения и опровергнуть противную и сделать это не беспорядочно, а при помощи такого построения отдельных доводов, чтобы общие следствия вытекали и из частных доказательств.
3) Наконец, замкнуть все это воспламеняющим или успокаивающим заключением.
Также Цицерон различает речь трех родов:
1. Речь, которую отличает величавая важность мысли и великолепие слов, сильных, разнообразных, готовых волновать и увлекать души.
2. Сухая и изысканная, способная все передать ясно без пространности, метко и сжато.
3. Средний, умеренный род речи, не обладающий ни бурливостью, ни изысканностью, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности.
Совершенный оратор должен владеть всеми указанными тремя родами речи.
Хорошо говорить – значит просто хорошо думать вслух. (Э. Ренан)
Все, что намерен ты сказать, рассмотри прежде в уме твоем, ибо у многих язык предваряет и самую мысль. (Исократ)
Есть два рода бессмысленности: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения. (А.С. Пушкин)
Готовя речь, оратор должен четко представить, для чего и с какой целью он выступает, какую реакцию он хочет вызвать у слушателей. В связи с этим рекомендуется четко определить общую цель выступления: проинформировать, вдохновить, убедить, призвать к действию, развлечь.
Аудитории можно разделить по таким типам: большая, малая, средняя, детская, женская, мужская, разнородная, хорошо или слабо подготовленная, молодежная, ученая, митинговая, судовая, настроенная позитивно и т.п.
Вступление решает следующие задачи: привлечь внимание аудитории к ритору и предмету речи; вызвать интерес к проблеме; установить главные общие места речи, приемлемые для аудитории и ритора; установить доверие между ритором и аудиторией — создать благоприятное отношение к тем предложениям, которые ритор выдвинет, и к той аргументации, которую он применит. (А. Волков)
Вступление для ораторской речи то же самое, что для человеческого тела голова. Вступление есть самая видная и самая ощутимая часть: его слушают с большой прилежностью, оно привлекает или отвлекает слушателей. Часто, если вступление красноречиво, слушатели приходят в такое ослепление, что погрешности в других частях речи никем не бывают замечены; если же оно худо, то как бы остальное сочинение ни было прекрасно, оратор принят всеми с неудовольствием; столь сильны первые впечатления. (Г. Гайар)
Выражайтесь яснее, не запутывая и не затемняя смысла. Позаботьтесь также о том, чтобы, слушая вашу речь, меланхолик рассмеялся, весельчак стал еще веселее, простак не соскучился, разумный пришел в восторг от вашей выдумки, степенный не осудил ее, мудрый не мог не воздать ей хвалу. (М. Сервантес)
Или как можно короче, или как можно приятнее. (Плутарх)
Ораторы, которые никак не могут остановиться – настоящие мучители слушателей; аплодисменты, раздающиеся при наступлении долгожданного конца, воспринимаются как вздох, как благодарность за то, что наконец настал конец… (И. Бехер)
Конец – разрешение всей речи. Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно) что дальше говорить нечего. (А.Ф. Кони)
Выступление оратора и приемы удержания внимания слушателей
Очень важно для оратора уделять значительное внимание мимике и голосу.
Не всегда важно - что говорят, но всегда важно, как говорят. (М. Горький)
Ф. Бэкон говорил: «Остерегайтесь сразу переходить к делу, если слушатели что-либо имеют против него: чтобы устранить предубеждение, нужны некоторые околичности, как нужны умягчительные припарки перед втиранием мази».
Не то хорошо, когда кричат великим голосом, но то велико, когда говорят хорошо. (Демосфен)
Бесспорно, что самые убедительные речи именно те, где заключено более всего образов. (Жан Жак Руссо)
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. (А. Шопенгауэр)
Когда речь состоит из жарких движений, живых восклицаний и разнообразных изменений голоса, то воображение имеет боле работы и страсти трогаются сильнее. (Х. Блэр)
Слушатель всегда сочувствует оратору, говорящему с чувством, если даже он не говорит ничего основательного; вот таким-то способом многие ораторы с помощью только шума производят сильное впечатление на слушателей. (Аристотель)
Остерегайтесь говорить ручейком (монотонно): вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речи в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации. (П.С. Пороховщиков)
Почувствуйте прежде сами в себе те страсти, которые вы намерены возбудить в других. (Гораций)
Учись нравиться удачным выбором слов и точным изменением голоса. Тот, кто умеет приятно говорить, привлекает своих слушателей. (С. Пеллико)
Впечатление, сохраняющееся в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, - это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способным только к словоизвержению. (Р. Гаррис)
Что касается проявлений чувств самого оратора, то лучше, если он будет сдерживать себя до тех пор, пока аудитория не начнет воодушевляться: тогда она будет ждать одушевления и сего стороны. Обнаружение своих чувств оратором есть мощное средство увлекать других, но часто вид того, как оратор сдерживает свои чувства, скорее воспламенят аудиторию. (А. Бэн)
Если после твоего доклада аудитория начнет хвалить тебя и восхищаться тобой, значит, ты плохо сделал свое дело, ты провалил его. А если разговор сразу пойдет о предмете, о содержании твоего доклада, как если бы тебя самого тут и не было, значит, ты хорошо выступил. (М.С. Шагинян)
Привлечь (завоевать) внимание слушателей – первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребенка, невежды, интеллигента и даже ученого) возбуждается простым, интересным и близким к тому, что, наверно, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны. Этих зацепляющих крючков-вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к жесту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т.п. (А.Ф. Кони)
Привлечь и даже увеличить внимание аудитории можно: краткостью, быстрым движением речи, кратким освежающим отступлением.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при 10 минутах может казаться длинной, утомительной. (А.Ф. Кони)
Основными способами удержать внимание слушателя могут быть: обращение к аудитории (как вы понимаете; сами видите, что), вопросы к аудитории (вы не устали?, не быстро?), разнообразными фразами (подумайте, пожалуйста; давайте посмотрим; обратите внимание), отступ (интересная история; новая информация), сравнения, афоризмы, смена интонации, жестикуляция и улыбка, похвала слушателям (правильно; вне всякого сомнения), пауза, диалог, размышление вслух.
Если хочешь убеждать, старайся прежде всего понравиться, старайся, чтобы голос твой звучал гармонично, чтобы каждый слог твой был ясно отчеканен, чтобы главные пункты в твоей речи и заключение ее звучало сильно и громко. Все должно увлекать. Если ты говоришь не так, то лучше не говори вовсе. (Ф. Честерфилд)
Впечатление, сохраняющее в представлении слушателей после настоящей ораторской речи, есть ряд образов. Люде не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их. Ребенок, перелистывающий книгу без картинок, - это совершенно то же, что слушатель перед человеком, способный только к словоизвержению. (Р. Гаррис)
Каждое слово имеет только то значение, в каком его может воспринять слушатель. (Дж. Рескин)
Как яствам умеренное количество соли придает некоторую приятность, так и острое изречение производит охоту слушать. (Квинтилиан)
Говорить много и хорошо есть дар острого ума; говорить мало и хорошо есть свойство мудрого; говорить много и худо означает дурака; говорить мало и худо есть знак безумца. (Ф. Ларошфуко)
Это великий ораторский прием – уметь иногда только уговорить людей, когда их можно было бы убедить. Потом они часто думают, что их убедили, между тем как их просто уговорили. (Г. Лихтенберг)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: