Сенека

загруженное (11)

Сенека (Seneca), (Луций Анней Сенека-младший или Сенека-философ, ок. 4 г. до н. э., Кордоба, Испания – 65 г. н. э., Рим) – римский философ и писатель, талантливейший из ораторов и стилистов первой половины I в. н. э. Второй сын римского «всадника» и известного ритора Луция Аннея Сенеки-старшего, родился в испанском городе Кордове. Первым воспитателем и учителем Сенеки был его отец, внушивший сыну основные начала нравственности и развивший в нём задатки красноречия. Кроме отца, воспитанием Сенеки руководили его мать и тётка (по матери); благодаря им он пристрастился к философии, которой не поощрял Сенека-старший. В Риме Сенека занимался грамматикой, риторикой и философией и слушал, между прочим, лекции пифагорейцев Сотиона и Секстия, стоика Аттала и киника Деметрия, который позднее поселился в доме Сенеки. Из современных ораторов его учителем был Папирий Фабиан, которого весьма ценил Сенека-старший. Получив тщательное риторическое и философское образование, Сенека выступил на поприще общественно-политической деятельности сперва в качестве поверенного; затем, не без содействия тётки, которая была замужем за влиятельным наместником Египта Витрасием Поллионом, он получил квестуру, которая дала ему сенаторское звание. И Сенека-младший пошёл бы по стопам своего отца, ритора, но, едва вступив на путь государственной деятельности, он серьёзно заболел и, с трудом преодолев в себе искушение покончить жизнь самоубийством, на много лет уехал в Египет, где лечился и писал естественнонаучные трактаты. Занятия философией и жизнь в Египте повлияли на образ жизни Сенеки: он привык к простой жизни и ежедневно вечером, по обычаю пифагорейцев, считал своей обязанностью подводить итоги сказанному и сделанному за день. В течение одного года он даже воздерживался от принятия в пищу мяса, но принуждён был отказаться от вегетарианства в силу вышедшего в 19 году сенатского постановления, запрещавшего египетские и иудейские религиозные обряды. Вернувшись в Рим при императоре Калигуле, Сенека входит в сенат, где быстро добивается успехов как оратор, чем вызывает ревнивую и злобную зависть у самого императора (в 39 г. он произнёс в сенате в присутствии императора Калигулы столь блестящую речь, что император из зависти к славе оратора задумал его убить и привёл бы свой замысел в исполнение, если бы одна придворная дама не заметила Калигуле, что Сенека страдает чахоткой и без того скоро умрёт). Вообще Калигула не одобрял красноречия Сенеки и аттестовал его речи как «mеrае commissiones» (простые речи, составлявшиеся для учёных состязаний) и «arena sine calce» (песок без извести – намёк на краткость и незакруглённость периодов в речах Сенеки). Около этого времени Сенека женился, но, судя по некоторым намёкам в его сочинениях, этот брак, от которого он имел двух сыновой, не был счастлив. Более опасным врагом Сенеки оказалась Мессалина, которая преследовала племянницу Клавдия Юлию Ливиллу, дочь Германика и Агриппины, и ненавидела Сенеку, как сторонника партии сестёр Калигулы, боровшейся с её собственной партией из-за влияния на Клавдия. В результате происков Мессалины Сенека был осуждён приговором сената по обвинению в каком-то преступлении, быть может, в преступной связи с Юлией Ливиллой (Dio Cass. lx, 8), и лишь благодаря заступничеству Клавдия смертная казнь была заменена ссылкой на о. Корсику. После Цицерона и Овидия это был третий великий изгнанник из представителей римской литературы; в течение почти 8 лет он томился в уединении бесплодного острова. Несмотря на поддержку, которую Сенека нашёл в занятиях философией и литературой, ссылка была для него тяжела, о чём свидетельствуют некоторые из дошедших его эпиграмм и льстивые воззвания к Клавдию, Полибию и другим влиятельным лицам при дворе императора. Лишь после смерти Мессалины он мог вернуться в Pим, и то с решимостью уединиться в частную жизнь. Однако Агриппина, новая жена Клавдия, видя в Сенеке человека, полезного для проведения её честолюбивых замыслов, устроила дело иначе. Она вызвала его снова к политической деятельности, предоставив ему претуру, и вознесла его на высочайшую ступень почёта и могущества тем, что предоставила ему воспитание 11-летнего Нерона, будущего императора, усыновлённого Клавдием сына её от Домиция Агенобарба. При жизни Агриппины Сенека был влиятелен как её пособник, после её смерти – как советник Нерона, который осыпал своего учителя почестями и богатствами. В 54 г., по смерти Клавдия, Сенека написал для Нерона похвальную надгробную речь (laudatio funebris) в память умершего императора и позднее сочинял для своего воспитанника, теперь уже императора, речи на разные случаи. К этому же времени относится второй брак Сенеки с Помпеей Паулиной, которая своим приданым умножила богатство Сенеки. Первые годы правления Нерона прошли спокойно, пока император находился под влиянием Сенеки и Секста Афрания Бурра и сообща с ними управлял государством. Сенека останавливал Нерона в проявлениях его зверства и тщеславия, но в то же время, опасаясь, чтобы влияние матери не пересилило его влияния на Нерона, поощрял склонность его к удовольствиям и распутству. По смерти Бурра (62 г.) у Сенеки оказались сильные противники в лице Поппеи и Тигеллина, которые указывали Нерону на опасность скопления в руках одного человека громадных богатств и нашептывали ему, что Сенека более чем следует обращает на себя внимание граждан; что он воображает себя единственным стилистом во всём мире и даже осмеивается вступать в соревнование с Нероном в поэзии; что пора бы Нерону сбросить с себя опеку старого учителя. Сенека просил позволения удалиться в частную жизнь и предложил взять у него обратно дарованные ему богатства, но Нерон отказал учителю в том и другом. Вскоре, однако, Сенека под предлогом расстроенного здоровья и занятий удалился от двора, а в 65 г., ввиду усилившейся тирании Нерона, просил позволения поселиться в отдаленном поместье; когда в этом ему было отказано, он сказался больным и не выходил из своей комнаты. В том же году был раскрыт заговор Пизона против жизни Нерона. Вероятно, по наущениям Тигеллина доносчик Антоний составил подложную записку с именем Сенеки, в которой был изложен план заговора, и представил ее в качестве улики против философа. Распространился даже слух, что некоторые из участвовавших в заговоре имели в виду по умерщвлении Нерона умертвить и Пизона и провозгласить императором Сенеку. Согласно приказу Нерона Сенека кончил жизнь от собственной руки, вскрыв себе вены, окруженный почитателями, друзьями и домашними. Последние минуты его жизни описаны в «Анналах» Тацита (XV, 63). Он ушёл из жизни без страха и стенаний, в полном соответствии со своим учением. Жена его Паулина хотела также кончить жизнь самоубийством, но Нерон в последний час перед кончиной Сенеки послал солдат, которые удержали её от исполнения её замысла. Сенека был человек разносторонне образованный, мыслитель если не самостоятельный, то блестящий и необыкновенно остроумный. Его речь лилась в тоне непринуждённого свободного разговора, без торжественной периодизации, свойственной стилю Цицерона, без архаической грубости Саллюстия и нарядной манерности Мецената. Он умел, не впадая в риторику, пользоваться обычным запасом слов, выбирая из него все наиболее характерное, придавая мысли неожиданные изгибы и эпиграмматическую краткость и выразительность. В этом отношении Сенека напоминаетОвидия с его неистощимым остроумием и фантазией, с его неподражаемым изяществом формы. Литературная слава Сенеки основана главным образом на его прозаических произведениях, в которых он является философом, художником и моралистом. Как стилист и оратор, он был, бесспорно, первой литературной величиной своего века и имел многих последователей и подражателей. Несмотря на то, что на него нападали цицеронианцы при Флавиях и архаисты при Адриане и Антонинах, его сочинения, как образец латинской прозы, читались и ценились до эпохи Отцов церкви и Средних веков. В области философии Сенека был, в сущности, эклектиком, хотя сам называет себя стоиком. Быть чистым стоиком ему помешала терпимость, с которой он смотрел на человеческие слабости и недостатки, а также влияние эпикуреизма и пифагореизма. Стоицизм в учении Сенеки принял форму нравственно-религиозного убеждения, причем наряду с внутренней свободой индивидуума выступают в нем основные моменты любви к человеку, снисхождения к человеческим слабостям и слепого подчинения божественной воле. Тело человека Сенека называл оковами или темницей, из которых душа порывается освободиться. Истинная жизнь души начинается с выходом из тела, когда душа вступает в область бессмертия. В воззрениях на природу души Сенека заимствовал многое из Платоновского учения. Философия Сенеки излагается им всегда в стиле проповеди и в популярной форме. От Сенеки сохранилось двенадцать небольших трактатов («диатриб»), три больших трактата («О милосердии»«О благодеяниях»«Естественноисторические вопросы»), моралистические «Нравственные письма к Луцилию», девять трагедий на мифологические сюжеты («Hercules furens»«Troades» или «Hecuba»«Phoenissae» или «Thebais»«Medea»«Phaedra» или «Hippolytus»«Oedipus»,«Agamemnon»«Thyestes» и «Hercules Oetaeus»), в которых он подражал Софоклу и Еврипиду и которые представляют собой скорее декламации в драматической форме, чем предназначенные к исполнению пьесы, несколько эпиграмм и политический памфлет на смерть императора Клавдия («Отыквление божественного Клавдия»«Ароcolocyntosis»), написанный на манер «Менипповой сатиры» (Ароcolocyntosis – букв.: превращение в тыкву; Клавдий представлен переселившимся после кончины на небо, где просит у богов апофеоза, но получает апоколокинтоз). Из речей Сенеки сохранились только отрывки, и то лишь тех, которые были написаны им для Нерона. Из поэтических произведений уцелело небольшое число эпиграмм (в латинской антологии), которых было по меньшей мере 4 книги. В эпиграмматической поэзии Сенека подражал, между прочим, Катуллу. Более чем вероятно, что в числе дошедших с именем Сенеки эпиграмм есть несколько принадлежащих перу его племянника, поэта Лукана. –– («Энциклопедия Брокгауза и Ефрона»). ► Из изречений Сенеки: «Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, – никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идёт впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади». –– «Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе». –– «Деньгами надо управлять, а не служить им». –– «Кто просит робко, напросится на отказ». –– «Мы на многое не отваживаемся не потому, что оно трудно; оно трудно именно потому, что мы на него не отваживаемся». –– «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил». –– «Образование людей должно начинаться с пословиц и должно кончиться мыслями». –– «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе, не в смысле последствий, но самим актом делания добра, так как сознание сделанного добра само по себе дает уже большую радость». –– «Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости». ► Сенека мог запомнить текст из 2000 не связанных между собой слов, а вот его ученик император Нерон феноменальной памятью не обладал и, забыв обо всем хорошем, приказал своему учителю покончить с собой.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы: