Подготовленная/неподготовленная аудитория
Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и соответственно три вида аудитории по степени подготовленности: хорошо подготовленная, подготовленная и неподготовленная (малоподготовленная) аудитория.
При выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией необходимо акцентировать внимание на том новом, что она узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории — «что нового?» Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.
- Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаясь к разуму слушателей.
- Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
- Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
- Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения. Эффективна восходящая аргументация — от менее сильного аргумента к более сильным.
- Диалогичность должна быть максимальной.
- Наиболее эффективна двусторонняя аргументация, а также контраргументация.
- Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).
При выступлении перед подготовленной аудиторией нужна большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией. Абстрактные рассуждения неэффективны, нужны конкретные доводы.
- Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения надо обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы. Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.
При выступлении перед малоподготовленной аудиторией рекомендуется говорить медленно: малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.
- Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной. Необходимо приводить максимум примеров, случаев из жизни.
- Эффективна односторонняя аргументация. Надо апеллировать к практическому результату (вы будете иметь...; вы сможете...; у вас не будет... и т.д.).
- Эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к более слабым.
- Эффективно широкое использование юмора. Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы), эмоциональное давление.
- Особенно эффективно риторическое средство — повтор. Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых), а также ссылки на известные исторические факты.
- Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
- Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.