Цицерон
Цицерон (Cicero), (Марк Туллий Цицерон, 106 до н. э. Arpium, Latium– 07.12.43 до н. э., Formiae, Latium) – римский государственный деятель, величайший оратор Рима, писатель. Он не принадлежал к родовой римской знати (таких как он называли homo novus, «новый человек»). Положением в обществе, блестящей карьере адвоката и писателя он был обязан исключительно своим природным дарованиям и образованию. Ораторское мастерство проложило Цицерону путь к высоким должностям. На вершине своей карьеры, в бытность консулом, он предотвратил государственный переворот, задуманный аристократом Катилиной («заговор Катилины»), за что был удостоен высшего почетного звания – «отец отечества». Своими защитительными и обвинительными речами («Речи») и литературно-философскими трактатами достиг колоссальной популярности. Цицерон оставил огромное литературное и эпистолярное наследие. Как философ и писатель-моралист прославился своими трактатами «О старости» («Cato Major, seu De Senectute»), «О природе богов», «О предвидении», «О судьбе», «О дружбе» («De Amicita»), «О пределах добра и зла», «Об обязанностях» («Deofficiis»; написан как поучение своему сыну Марку, в нём нарисован портрет идеального гражданина Римской республики и приводится ряд исторических примеров), «О славе» («De Gloria», не сохранился), «Утешение» (не сохранился), «О достоинствах» (или «О доблестях», «De Virtutibus», не сохранился), «Учение академиков», «Парадоксы стоиков», философской повестью в форме диалога «Тускуланские беседы» («Tusculanae disputationes»). По политическим взглядам, которые он изложил в трактатах «О государстве» и «О законах», он был республиканцем, поэтому во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем оказался в лагере Помпея. Однако Помпей был побеждён. К счастью для Цицерона, Цезарь, сам не чуждый литературе, не поднял руки на того, кто был гордостью римской культуры. После убийства Цезаря Цицерон воспрял духом, в борьбе за власть между Октавианом и Антонием он встал на сторону Октавиана, который постоянно клялся республикой, а Антоний вел себя как восточный деспот. Резко выступив против Антония в своих знаменитых речах-«филиппиках», Цицерон нажил в его лице могущественного врага. Заключив с Октавианом временный союз, Антоний потребовал голову оратора. Убийцы настигли Цицерона в его поместье; убедившись, что час его пришел, Цицерон велел поставить носилки на землю и спокойно сидел, ожидая смертельного удара… Исключительную ценную для истории часть литературного наследия Цицерона представляет его богатейшая переписка. Он вел переписку со многими политическими деятелями: Гаем Кассием, Марком Брутом, Децимом Брутом, Помпонием Аттиком, а также со своим братом Квинтом Цицероном, служившим в армии Юлия Цезаря. Все перепитии и интриги политической жизни, все городские слухи и сплетни, передававшиеся в Риме, Цицерон пересказывал и комментировал в своих письмах. После гибели Цицерона его вольноотпущенник Тирон собрал все известные ему письма, а также письма ряда его современников и размножил их. Опубликование переписки Цицерона было встречено современниками весьма положительно. Она сразу же приобрела такую популярность, что её даже изучали в школах. Римский писатель Корнелий Непот в биографии Аттика, друга Цицерона, дал исчерпывающую характеристику переписки Цицерона: «Если кто прочтёт эти письма, тому едва ли будет недоставать каких-либо сведений для воссоздания связной истории того времени; в них описаны настолько полно стремления вождей, пороки военачальников и треволнения политической жизни, что нет ничего, что не было бы отражено в них…» (16, 3–4; цит. по книге: А. Г. Бокщанин, «Источниковедение Древнего Рима»). ► Цицерон: «Враги иногда скажут правду, друзья – никогда!» –– «Не такое уж удовольствие в том, чтобы копить богатства, как тягостна его утрата!» –– «Человеку свойственно ошибаться, а глупцу – настаивать на своей ошибке». ► Монтень о Цицероне: «Что касается Цицерона, то я держусь того распространённого о нём мнения, что, кроме учёности, в нём не было ничего особенно выдающегося; он был добрым и благонравным гражданином, какими часто бывают толстяки и говоруны, – каков он и был в действительности, – но что касается внутренней слабости и честолюбивого тщеславия, то, по правде признаться, этим он обладал в избытке. Я не знаю, чем можно извинить то, что он считал возможным опубликовать свои стихи. Нет большой беды в том, чтобы писать плохие стихи, но то, что он не понимал, насколько они недостойны славы его имени, свидетельствует о недостатке ума. Что касается его красноречия, то оно вне всякого сравнения; я думаю, что никто никогда в этом отношении ему не уподобится»