Упражнения на голосовую опору и распределении дыхания:
Многие дыхательные упражнения, рекомендованные для постановки дыхания, взяты из йоги. Можно воспользоваться дыхательной гимнастикой по системе Стрельниковой, описанной ее учеником и последователем Щетининым. Книги по дыханию из йоги и дыхательная система Стрельниковой широко представлены в продаже, и мы не включаем данные упражнения в этот сборник.
Сначала все дыхательные упражнения выполняются в статике, с минимальными движениями тела. Здесь важна регулировка ритма дыхания. Нужно следить за правильностью работы дыхательных мышц. Затем дыхательные упражнения выполняются уже в динамике с добавлением активных телесных движений. Их цель – закрепить навыки диафрагмально-смешанного дыхания, в т. ч. навыки распределения дыхания.
- Сделать активный короткий вдох носом, а затем длинный фиксированный (через напряженные губы) выдох на счёт 5 – 10 — 15 (про себя, для внутриглоточной артикуляции);
- можно делать выдох со звуком «ф – с…»;
- это же упражнение можно делать с наклоном корпуса вперед и со звучанием, а в качестве текста можно брать тот же счет, звуки или скороговорки и стихи с преобладанием сонорных звуков (Например: «Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала»);
- Вдыхать воздух, как бы чувствуя запах гари, сирени, горного воздуха;
- Сделать активный вдох, обе ладони лежат на солнечном сплетении и при вдохе выталкиваются вперед (этого не произойдт, если дыхание будет набрано «в плечи»), со звуком «П-ф-п-ф-п-ф…»
- Сделать глубокий вдох «в рёбра», ладонями поддерживаем нижние ребра, немного сжимая их. Активно произносим звук «БДГ-БДГ» стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;
- Сделать гглубокий вдох «в позвоночник», ладони на пояснице около позвоночника. Активно произносим звук «ПТК-ПТК» стараясь оттолкнуть руки межреберными мышцами, которые активно сокращаются при произнесении звуков. Звук должен прорываться через напряженно сжатые губы;
- Одновременно с глубоким вдохом руки поднять вперёд (на уровень плеч) или над головой. Затем, распределяя выдох, приседаем, произнося ряд гласных – И – Э – А – О – У – Ы, текст скороговорки или текст любого стихотворения, желательно с большим количеством гласных. Нужно уметь распределить дыхание на часть текста приседая, потом можно добрать дыхание и поднимаясь произносить оставшийся текст. Добиться того, чтобы гласные действительно зазвучали и полно и длинно. Упражнения с приседанием развивают голосовую опору, снимают напряжение с окологлоточных и шейных мышц, благодаря оттоку крови от них и перенося напряжение на ноги.
- Выбрать стихотворение со строкой среднего размера, например: «Люблю грозу в начале мая» — произнести на одном выдохе первую строку, потом добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. При выполнении этого упражнения следить за точным распределением выдыхаемого воздуха на определенный объем произносимого текста. Дыхания должно хватать на весь объем текста. Важно помнить, что не следует произносить текст, если не хватает дыхания. Это не эффективно и даже вредно для голоса.
Предложенные упражнения помогают активной работе мышц вдоха-выдыха (диафрагмы и межреберных мышц), которые считаются опорой голоса. Чем более активны и разработаны эти мышцы, тем более ровный поставленный на опору голос, и тем меньше нагрузка на голосовые связки. Это очень важно для сохранности голоса в работе учителя. Хорошо развитая голосовая опора позволяет сохранить голос молодым и красивым и избежать голосовой утомляемости. В представленных упражнениях есть одна хитрость – чем активнее артикуляция и особенно губы – тем активнее работают опорные мышцы, а это, в свою очередь, дает более опертый звук.