Факторы успеха публичных выступлений
Какое публичное выступление можно считать успешным? Очевидно, то, которое помогло вам добиться поставленной цели выступления. А целью многих публичных речей является так называемое результативное влияние, то есть выступление должно подвигнуть аудиторию сделать то, что нужно вам. И сила вашего воздействия, а значит и успех публичного выступления в целом здесь зависит от качества трех фундаментальных составных частей каждой речи.
Перед тем, как начать выступление, каждый оратор обычно планирует (и даже может записать), о чем именно он будет вести речь. Это верный подход, ведь толковое и ясное содержание – это секрет удачной публичной речи. Как правило, на этом подготовка к выступлениюсчитается законченной. Ну, разве что будущий оратор проверит, выглажены ли брюки и начищены ли ботинки. Однако от содержания выступления зависит лишь малая часть успеха. Сомневаетесь?
Согласно данным научных исследований, результат воздействия мастерства оратора на слушателей состоит из трех компонентов, расположенных в примерной пропорции 55%-38%-7%. Причем содержание речи – это… правильно, самый маленький компонент, доля которого лишь 7%!
Первая составляющая (55%) – это то, что принято именовать языком тела – поза оратора и его жесты, чистота ботинок и фасон брюк. Эти мелочи в немалой степени определяют успех публичного выступления.
А оставшиеся 38% приходятся исключительно на голосовые характеристики выступающего. Громкость и тембр, дикция и богатство интонаций – на нашем тренинге «Ораторское мастерство» этим составляющим удачной речи уделяется немало внимания.
Конечно, цифры весьма приблизительные. Свои особенности имеет каждое выступление. Так, речь научного работника в узком профессиональном кругу и неформальной обстановке ( в процессе обсуждения рабочих проблем будет важно именно ее содержание) будет отличаться от речи ведущего музыкального шоу, где особого содержания может и не быть. Но если, выслушав некоего оратора, через пару часов после речи вы помните только то, что он шаркал, шепелявил или беспрестанно чесался, то успех публичного выступления в этом случае будет равен нулю, ведь содержание от вас ускользнуло. Таким образом – колоссальное влияние на слушателей оказывает не только то, ЧТО вы говорите, но и КАК вы это делаете.
Здесь важно понять, если содержимое вашей речи оказывает влияние на сознание аудитории, то внешние факторы (громкость и тембр голоса, костюм говорящего) влияют на ее подсознание. Это влияние обычно не замечается и не осознается, но оно гораздо сильнее. И эффект от него больше в разы!
Конечно, это не значит, что содержание будущей речи не должно быть подготовлено. Просто все факторы успеха публичных выступлений должны быть учтены при его планировании: содержание, язык тела и голос образуют тот комплекс, который лежит в основе блестящей речи.
В лучших ораторских школах будущих специалистов обучают сначала технике, то есть форме выступления. Отработав базовые параметры ораторских техник, ученики принимаются за наполнение формы качественным содержанием.