Разминка для оратора
Начнем с того, что представим себя рыбой: спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение 1. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно, открывать рот. Это связано с работой" нижней челюсти.
Исходное положение: голова дерзостен прямо,- подбородок е обычном удобном., положении, губы сомкнуты
На счет "один" 'челюсть опускается на расстояние ширины двух- пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет "два" фиксируем открытое положение рта;, на счет "три" рот закрыт (счет ведется про себя). Упражнение повторяется раз шесть подряд.
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение I.
На счет "один" - челюсть опускается: на счет "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет "три" челюсть снова опускается; на счет "четыре" - челюсть двигается влево; на счет "пять" - челюсть снова опускается; на счет "шесть" - челюсть выдвигается вперед; на счет "семь" - челюсть возвращается в исходное положение.
Упражнение повторяется два-три раза. Делать его нужно-медленно и осторожно, избегая резких движений.
2. Разминаем мышцы губ
А теперь мы лягушки: Удерживаем губы в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Вдруг появился слон: Вытягиваем губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
А теперь со слоном происходит что то непонятное: он то слон , то лягушка: чередуем положения губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение 1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии..
На счет "один" губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму "пятачка"; на счет "два" губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед).
Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение 1.
На счет "один" губы собираются в "пятачок"; на счет "два" - "пятачок" двигается вправо; на счет "три" - "собранные губы снова выдвигаются вперед; на счет "четыре" - "пятачок" двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза.
Упражнение 3. Исходное положение: см. упражнение 1.
На счет "один" губы собрать в "пятачок", а затем, стараясь не разжимать "пятачка", делать круговые движения; вправо, .вниз, влево, вверх. Повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.
Упражнение 4. Исходное положение: см.упражнение 1.
На счет "один" - нижняя губа опускается и обнажает зубы, верхняя губа спокойна; на счет "два" губа возвратится в исходное положение.
Упражнение 5. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем, то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется три-четыре раза.
Упражнение 6. Исходное положение: см. упражнение 1.
На-счет "один" - верхняя губа поднимается так, чтобы обнажились зубы: на счет "два" - губы опускаются. Упражнение повторить три-четыре раза.
Упражнение 7. Исходное положение: губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются, И рот широко раскрывается. Упражнение повторяется три-четыре раза.
3. Разминаем язычок
Поиграем в качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часы тикают тик-так: Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Лопата. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопата-иголка. Чередование положений языка: широкий- узкий. Упражнение выполняется ритмично.
Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Постучимся в дверь. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка; кончик языка, передняя часть, спинка языка, корень языка.
Упражнение 1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов.
На счет "один" - кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на счет "два" - язык опускается в исходное положение (кончик языка у нижних резцов); на счет "три" - кончик языка поднимается к альвеолам; на счет "четыре" - язык в исходном положении; на счет "пять" - кончик языка за альвеолами; на счет "шесть" - исходное положение. Упражнение повторяется три-четыре раза.
Упражнение 2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет "один" - острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет "два" - внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3. Исходное положение: см. упражнение 1.
Положить язык плоско, чтобы видна была задняя стенка глотки (этому помогает глубокий вдох через рот). Упражнение тренирует и небную занавеску, которая поднимается кверху при глубоком вдохе через рот.
Упражнение 4. Исходное положение; см. упражнение 1.
На счет "один" - высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, а затем вернуть его в исходное положение.. Упражнение повторить три-четыре раза.
Упражнение 5. Исходное положение: см. .упражнение 1. Кончик языка плотно прижимается к нижним зубам, спинка языка выгибается и направляется вперед толчком от корня.
Упражнение 6. Исходное положение: рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних дубов.
При толчке от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, отчего образуется щелчок. Следить, за тем, чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубам.
Упражнение 7. Исходное положение: кончик языка плотно прижат к нижним передним зубам между верхними нижними губами должно быть небольшое расстояние в несколько- миллиметров).
Одновременно с выдохом через рот язык прогибается в передней свое; части, приближаясь к верхним резцам, но не прикасаясь к ним, оставляя небольшую щель. По середине языка образуется небольшая видимая ложбинка. Выдыхаемая струя воздуха проходит по ложбинке языка в щель между языком и передними резцами. Упражнение повторяется три-четыре раза. Необходимо, следить за тем, чтобы язык не выходил за черту зубов.
Упражнение 8. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется, напряжение в -уздечке языка. При включении голоса получается звук, подобный детскому "подравнивание",